Организация питания детей
Раздел 1
1. Общие положения.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», необходимо разработать и применять систеуы мероприятий по здоровье-ориентированной деятельности, которая включает в себя работу по оздоровлению и физическому развитию детей.
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье- это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально- экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете- отношение государства к проблемам здоровья.
Поэтому в нашем ДОУ мы используем все формы двигательной активности и двигательной деятельности, как организованные, так и самостоятельные.
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнение.
Мы добиваемся, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение.
Главные задачи:
· Снижение частоты случаев острой заболеваемости;
· Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;
· Улучшение физического развития;
· Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);
· Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности;
· Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;
· Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.
Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка на протяжении года позволит считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств в сочетании с реализацией гигиенических мероприятий, выполнением рационального режима дня был достаточно эффективным.
1.2. Цель программы
Программа «Здоровый дошкольник» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
1.3. Законодательно-нормативное обеспечение программы
1.Закон РФ «Об образовании в РФ».
2.Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства просвещения РФ и Госсанэпиднадзором.
3.Устав образовательного учреждения.
1.4.Ожидаемые результаты
1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
3. Овладение навыками самооздоровления.
4. Снижение уровня заболеваемости.
5.Объекты программы
1. Дети дошкольного образовательного учреждения.
2.Семьи детей, посещающих образовательное учреждения.
3.Педогагический коллектив образовательного учреждения.
Раздел 2
Основные принципы программы.
1.Принцип научности- подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2.Принцип активности и сознательности- участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
3.Принцип комплексности и интегративности- решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4.Принцип личностной ориентации и преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.
5.Принцип гарантированной результативности- реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
6.Принцип природносообразности- определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
7.Принцип дифференциации содержания педагогического процесса-педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.
Раздел 3
Основные направления программы
Профилактическое.
1.Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям детского сада.
2. Организация и надлежащее выполнение санитарно-гигиенического режима.
3.Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.
4.Предупреждение острых заболеваний и психологического дискомфорта методами неспецифической медико-психолого-педагогической профилактики.
5.Проведение доврачебных обследований по скрининг-программе и выявление патологий развития детей дошкольного возраста.
6.Проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное.
1.Организация здоровьесберегающей развивающей среды МДОУ.
2.Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики.
3.Составление индивидуальных планов оздоровления.
4.Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.
5.Систематическое повышение квалификации педагогических кадров.
6.Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников детского сада.
Лечебное.
1.Профилактика хронических заболеваний.
2. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
Раздел 4
Обеспечение реализации основных направлений программы
|
4.1 Техническое и кадровое обеспечение |
|
№п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственные |
1 |
Приобретение необходимого оборудования: медицинского, спортивного оборудования. |
Зав. ДОУ |
2 |
Осуществление ремонта игровых площадок, спортивного оборудования. |
Зав.ДОУ, завхоз |
3 |
Оборудование помещений: спортивного зала; групповых комнат. |
Завхоз, воспитатели |
4 |
Пополнение среды нестандартными пособиями: мягкими модулями; «нестандартными» ковриками; массажерами. |
Воспитатели |
5 |
Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ) |
завхоз |
|
4.2 Организационно-педагогическое
и психолого- педагогическое обеспечение |
|
1 |
Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и развитием детей |
зав. ДОУ |
2 |
Разработка и организация здоровьесберегающих методик в педагогическом процессе |
Педагоги |
3 |
Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:
* Элементы точечного массажа (по А. А. Уманской, шиацу)
*Пальчиковая и артикуляционная гимнастика
*Дыхательная и звуковая гимнастика по Стрельниковой
*Психогимнастика по методике Чистяковой
* «Дорожки здоровья»
*Звуковая гимнастика Лобанова
*Элементы упржнений хатха-йога
*Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева
*Звуковая и вибрационная гимнастика востокова
*Лечебные игры Галанова
*Театр физического развития и оздоровления Ефименко
*Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки
*Антистрессовый и интеллектуальный массажи Фрица Ауглина
*восточная гимнастика с элементами у-шу |
педагоги |
4 |
Определение содержания и структуры, разработка уровней и методик диагностики физической подготовленности детей по возрастным группам |
инструктор по физ. культуре. |
5 |
Упорядочение времени специально организованных занятий и активного отдыха детей (сокращение времени и количества занятий, проведение «Дней здоровья», гибкий график занятий) |
Инструктор по физ. культуре |
6 |
Введение специализированных занятий (акробатика, ОБЖ) |
инструктор по физ. культуре, воспитатели |
7 |
Проведение здоровьесбережения через все виды деятельности детей дошкольников(психологический фон занятий, длительность занятий, методы и формы, санитарно-гигиенические условия) |
Ст. воспитатель |
8 |
Продолжение работы по совершенствованию здоровьесберегающей развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, введение новых эффективных моделей |
Воспитатели |
9 |
Организация работы с родителями по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ и в семье (проведение консультаций, стендовые сообщения, проведение совместных праздников и родительских собраний) |
инструктор по физ. культуре, воспитатели |
10 |
Организация тесного и продуктивного контакта с медико- психологическим центром содействия и укрепления здоровья МКОУ «СОШ» № 4 |
Зав. ДОУ. |
Раздел 5
Лечебно-оздоровительные
и профилактические мероприятия
Наименование мероприятий |
Дозировка |
Возраст детей |
1.Полоскание ротовой полости водой комнатной температуры
2.Лампа Чижевского
3.Кварцевание групп и зала
4. «С»-витаминизация 3-го блюда. |
Ежедневно после приема пищи
30-40 минут
ежедневно.
Ежедневно |
Все возрастные группы
|
Направления работы по программе «Здоровый дошкольник»
Коллектив детского сада уже много лет занимается поиском эффективных методов оздоровления детей. Отбирались методы и способы оздоровления детей, которые составили основу системы оздоровления детей дошкольного возраста нетрадиционными методами.
Оздоровительная работа в детском саду базируется на основных принципах и методах воспитания дошкольников.
Первым направлением работы по заявленной программе «Здоровый дошкольник» является комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:
· Осмотр детей специалистами детской поликлиники;
· Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
· Плановый осмотр детей специалистами для выявления и диагностики нарушения опорно- двигательного аппарата (осанка, плоскостопие);
*Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
*Диагностирование общей физической подготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам программы.
Второе направление работы включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей.
К организационным условиям здесь относятся:
*Преобладание циклических упражнений;
*Ежедневные циклы физкультурных занятий:
-традиционные;
-тренировочные;
-занятия- соревнования;
-самостоятельные;
-интегрированные с другими видами деятельности;
-праздники и развлечения;
*Занятия с использованием мини-тренажеров;
*Ритмическая гимнастика;
*Гимнастика после сна;
*Ежедневный режим прогулок- 3-4 часа;
*Обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями;
*Создание необходимой развивающей среды;
*Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
*Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
*Музыкальные занятия;
*Занятия по формированию здорового образа жизни.
Третье направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящих до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей.
При этом используется комплекс процедур:
· Босохождение;
· Обширное умывание;
· Ходьба по мокрым дорожкам, «дорожкам здоровья» (закаливание, профилактика плоскостопия);
· Обмывание стоп ног;
· Полоскание рта водой комнатной температуры;
· Воздушные ванны в облегченной одежде;
· Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
Четвертое направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия:
· Постоянный контроль осанки;
· Контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
· Подбор мебели в соответствии с ростом детей;
· Сбалансированное питание;
· Вакцинация против гриппа;
· Потребление фитонцидов (чеснока и лука);
· Употребление соков и фруктов (второй завтрак);
· Использование люстр Чижевского;
· Использование обеззараживателей воздуха; (во всех помещениях)
· Кварцевание групп.
Пятым направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей:
· Элементы точечного массажа (Ци-гун);
· Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;
· Дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;
· Психогимнастика по методике М. Чистяковой;
· Хождение по «дорожкам здоровья»;
· Использование различных массажеров;
· Звуковая гимнастика Лобанова;
· Элементы упражнения хатха-йога;
· Вибрационно-вокальные упражнения М.Лазарева;
· Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова;
· Лечебные игры А. Галанова;
· Театр физического развития и оздоровления Ефименко;
· Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки;
· Антистрессовый и интеллектуальный массажи Фрица Ауглина;
· Восточная гимнастика с элементами у-шу.
Шестым направлением является реабилитация и коррекционная работа:
· Реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим, расчет физических нагрузок);
· Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
· Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ;
· Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре;
· Индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.
Седьмым направлением является консультативно-информационная работа:
· Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
· Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;
· Активное участие родителей в физкультурно- оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана;
· Оформление папок, письменных консультаций, информационных стендов;
· Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;
· Проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются медицинским работником, воспитателями, инструктором по физической культуре.
Научно-методическое обеспечение программы- обязанность методического кабинета и заведующей ДОУ. Контроль за выполнением программы, обеспечение взаимодействия с учреждениями и организациями здравоохранения, социального развития, физической культуры, представителями общественности по вопросам сохранения здоровья воспитанников проводит руководитель в порядке, установленном Уставом учреждения.
Занятия проводятся по группам и по подгруппам, сформированным на основании индивидуальных наблюдений за детьми и состояния их здоровья, с 10-минутным интервалом между занятиями. В каждой возрастной группе проводится 2-3 занятия в день.