муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 4

"Красная шапочка"

Здоровье наших детей

 

 

Советы доктора Айболита

 

Организация питания детей

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1

1.           Общие положения.

 

        В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

    Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», необходимо разработать и применять систеуы мероприятий по здоровье-ориентированной деятельности, которая включает в себя работу по оздоровлению и физическому развитию детей.

    В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье- это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально- экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете- отношение государства к проблемам здоровья.

 Поэтому в нашем ДОУ мы используем все формы двигательной активности и двигательной деятельности, как организованные, так и самостоятельные.

    В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнение.

Мы добиваемся, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение.

    Главные задачи:

·                  Снижение частоты случаев острой заболеваемости;

·                  Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;

·                  Улучшение физического развития;

·                  Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);

·                  Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности;

·                  Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;

·                Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.

Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка на протяжении года позволит считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств в сочетании с реализацией гигиенических мероприятий, выполнением рационального режима дня был достаточно эффективным.

 

1.2. Цель программы

Программа «Здоровый дошкольник» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

 

1.3. Законодательно-нормативное обеспечение программы

1.Закон РФ «Об образовании в РФ».

2.Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства просвещения РФ и Госсанэпиднадзором.

3.Устав образовательного учреждения.

 

1.4.Ожидаемые результаты

1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

2. Повышение уровня ориентации к современным  условиям жизни.

3. Овладение навыками самооздоровления.

4. Снижение уровня заболеваемости.

 

5.Объекты программы

1. Дети дошкольного образовательного учреждения.

2.Семьи детей, посещающих образовательное учреждения.

3.Педогагический коллектив образовательного учреждения.

 

Раздел 2

Основные принципы программы.

 

1.Принцип научности- подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2.Принцип активности и сознательности- участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

3.Принцип комплексности и интегративности- решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4.Принцип личностной ориентации и преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.

5.Принцип гарантированной результативности- реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

6.Принцип природносообразности- определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.

7.Принцип дифференциации содержания педагогического процесса-педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.

 

Раздел 3

Основные направления программы

 

Профилактическое.

1.Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям детского сада.

2. Организация и надлежащее выполнение санитарно-гигиенического режима.

3.Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.

4.Предупреждение острых заболеваний и психологического дискомфорта методами неспецифической медико-психолого-педагогической профилактики.

5.Проведение доврачебных обследований по скрининг-программе и выявление патологий развития детей дошкольного возраста.

6.Проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное.

1.Организация здоровьесберегающей развивающей среды МДОУ.

2.Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики.

3.Составление индивидуальных планов оздоровления.

4.Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.

5.Систематическое повышение квалификации педагогических кадров.

6.Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников детского сада.

Лечебное.

1.Профилактика хронических заболеваний.

2. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

 

Раздел 4

Обеспечение реализации основных направлений программы

 

 

4.1 Техническое и кадровое обеспечение

 

№п/п

Наименование мероприятия

Ответственные

1

Приобретение необходимого оборудования: медицинского, спортивного оборудования.

Зав. ДОУ

2

Осуществление ремонта игровых площадок, спортивного оборудования.

Зав.ДОУ, завхоз

3

Оборудование помещений: спортивного зала; групповых комнат.

Завхоз, воспитатели

4

Пополнение среды нестандартными пособиями: мягкими модулями; «нестандартными» ковриками; массажерами.

Воспитатели

5

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ)

завхоз

 

4.2 Организационно-педагогическое

и психолого- педагогическое обеспечение

 

1

Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и развитием детей

 зав. ДОУ

2

Разработка и организация здоровьесберегающих методик в педагогическом процессе

Педагоги

 

 

 

 

3

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:

* Элементы точечного массажа (по А. А. Уманской, шиацу)

*Пальчиковая и артикуляционная гимнастика

*Дыхательная и звуковая гимнастика по Стрельниковой

*Психогимнастика по методике Чистяковой

* «Дорожки здоровья»

*Звуковая гимнастика Лобанова

*Элементы упржнений хатха-йога

*Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева

*Звуковая и вибрационная гимнастика востокова

*Лечебные игры Галанова

*Театр физического развития и оздоровления Ефименко

*Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки

*Антистрессовый и интеллектуальный массажи Фрица Ауглина

*восточная гимнастика с элементами у-шу

 

 

 

 

педагоги

4

Определение содержания и структуры, разработка уровней и методик диагностики физической подготовленности детей по возрастным группам

инструктор по физ. культуре.

5

Упорядочение времени специально организованных занятий и активного отдыха детей (сокращение времени и количества занятий, проведение «Дней здоровья», гибкий график занятий)

Инструктор по физ. культуре

6

Введение специализированных занятий (акробатика, ОБЖ)

инструктор по физ. культуре, воспитатели

7

Проведение здоровьесбережения через все виды деятельности детей дошкольников(психологический фон занятий, длительность занятий, методы и формы, санитарно-гигиенические условия)

Ст. воспитатель

8

Продолжение работы по совершенствованию здоровьесберегающей развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, введение новых эффективных моделей

Воспитатели

9

Организация работы с родителями по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ и в семье (проведение консультаций, стендовые сообщения, проведение совместных праздников и родительских собраний)

инструктор по физ. культуре, воспитатели

10

Организация тесного и продуктивного контакта с медико- психологическим центром содействия и укрепления здоровья  МКОУ «СОШ» № 4

Зав. ДОУ.

 

Раздел 5

Лечебно-оздоровительные

и профилактические мероприятия

 

Наименование мероприятий

Дозировка

Возраст детей

1.Полоскание ротовой полости водой комнатной температуры

 

2.Лампа Чижевского

 

3.Кварцевание групп и зала

 

4. «С»-витаминизация 3-го блюда.

Ежедневно после приема пищи

 

30-40 минут

 

ежедневно.

 

Ежедневно

 

 

 

Все возрастные группы

 

Направления работы по программе                     «Здоровый дошкольник»

  Коллектив детского сада уже много лет занимается поиском эффективных методов оздоровления детей. Отбирались методы и способы оздоровления детей, которые составили основу системы оздоровления детей дошкольного возраста нетрадиционными методами.

Оздоровительная работа в детском саду базируется на основных принципах и методах воспитания дошкольников.

Первым направлением работы по заявленной программе «Здоровый дошкольник» является комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:

· Осмотр детей специалистами детской поликлиники;

· Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;

· Плановый осмотр детей специалистами для выявления и диагностики нарушения опорно- двигательного аппарата (осанка, плоскостопие);

*Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;

*Диагностирование общей физической подготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам программы.

Второе направление работы включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей.

 К организационным условиям здесь относятся:

 *Преобладание циклических упражнений;

      *Ежедневные циклы физкультурных занятий:

                  -традиционные;

                  -тренировочные;

                  -занятия- соревнования;

                  -самостоятельные;

                  -интегрированные с другими видами деятельности;

                  -праздники и развлечения;

  *Занятия с использованием мини-тренажеров;

   *Ритмическая гимнастика;

   *Гимнастика после сна;

   *Ежедневный режим прогулок- 3-4 часа;

   *Обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями;

   *Создание необходимой развивающей среды;

   *Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

  *Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в  свободной деятельности;

 *Музыкальные занятия;

 *Занятия по формированию здорового образа жизни.

Третье направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящих до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей.

При этом используется комплекс процедур:

·        Босохождение;

·        Обширное умывание;

·        Ходьба по мокрым дорожкам, «дорожкам здоровья» (закаливание, профилактика плоскостопия);

·        Обмывание стоп ног;

·        Полоскание рта водой комнатной температуры;

·        Воздушные ванны в облегченной одежде;

·        Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.

Четвертое направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия:

·        Постоянный контроль осанки;

·        Контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;

·        Подбор мебели в соответствии с ростом детей;

·    Сбалансированное питание;

·    Вакцинация против гриппа;

·    Потребление фитонцидов (чеснока и лука);

·    Употребление соков и фруктов (второй завтрак);

·    Использование люстр Чижевского;

·    Использование обеззараживателей воздуха; (во всех помещениях)

·    Кварцевание групп.

Пятым направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей:

·    Элементы точечного массажа (Ци-гун);

·    Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;

·    Дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;

·    Психогимнастика по методике М. Чистяковой;

·    Хождение по «дорожкам здоровья»;

·    Использование различных массажеров;

·    Звуковая гимнастика Лобанова;

·    Элементы упражнения хатха-йога;

·    Вибрационно-вокальные упражнения М.Лазарева;

·    Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова;

·    Лечебные игры А. Галанова;

·    Театр физического развития и оздоровления Ефименко;

·    Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки;

·    Антистрессовый и интеллектуальный массажи Фрица Ауглина;

·    Восточная гимнастика с элементами у-шу.

Шестым направлением является реабилитация и коррекционная работа:

·    Реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим, расчет физических нагрузок);

·    Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;

·    Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ;

·    Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре;

·    Индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.

Седьмым направлением является консультативно-информационная работа:

·    Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;

·    Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих     технологий;

·    Активное участие родителей в физкультурно- оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана;

·    Оформление папок, письменных консультаций, информационных стендов;

·    Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;

·    Проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.

        Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются медицинским работником, воспитателями, инструктором по физической культуре.

Научно-методическое обеспечение программы- обязанность методического кабинета и заведующей ДОУ. Контроль за выполнением программы, обеспечение взаимодействия с учреждениями и организациями здравоохранения, социального развития, физической культуры, представителями общественности по вопросам сохранения здоровья воспитанников проводит руководитель в порядке, установленном Уставом учреждения.

        Занятия проводятся по группам и по подгруппам, сформированным на основании индивидуальных наблюдений за детьми и состояния их здоровья, с 10-минутным интервалом между занятиями. В каждой возрастной группе проводится 2-3 занятия в день.

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.02.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения